Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Вторник, 07.05.2024


Главная » Файлы » Доклады » Доклады

Образ Демона в интерпретации М. Лермонтова и М. Врубеля
[ Скачать с сервера (745.6 Kb) ] 19.05.2017, 23:19
Введение
Начало XX века отмечено появлением художественных и публицистических произведений, так или иначе отражающих ощущение кризисности, богооставленности наступившего времени, страха перед грядущим и в связи с этим обращенных к неотложным поискам путей решения возникших проблем. Среди них следует назвать «Краткую повесть об Антихристе» (1900) Вл. Соловьева; «Великого Инквизитора» (1923) Н.Бердяева; публицистические и философские труды JI. Шестова, С. Франка, С. Булгакова, К. Леонтьева, Н. Лосского, Г. Федотова; историческую трилогию Д. Мережковского «Христос и Антихрист» (1896), его же статью «Грядущий Хам» (1906). К тому же ряду относятся легенда Л. Толстого «Разрушение Ада и восстановление его», пьесы Л. Андреева «Жизнь человека» (1907) и «Анатэма» (1909), «Апокалипсис нашего времени» (1918) В. Розанова.
Значительное влияние на развитие образных воплощений демонического в русской литературе оказал образ Демона одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, к которому в той или иной степени, в различных постановках философских, эстетических, литературоведческих и культурологических проблем обращались современники поэта, русские писатели, критики, исследователи XIX, XX и начала XXI века Г.В. Адамович, Д.Л. Андреев, С.А. Андреевский, И. Андроников, С.А. Васильев, А.А. Голубкова, A.M. Докусов, М.М. Дунаев, С.Н. Дурылин, А.А. Дякина, В.А. Зайцев, В.В. Зеньковский, Вяч. Иванов, Г. Кондр, С.И. Кормилов, Т.Г. Масарик, Л.С. Мелехова и В.Н. Турбин, Д.С. Мережковский, Н.К. Михайловский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.С. Позов, Е. Пульхритудова, И.Б. Роднянская, С.И. Родзевич, В.В. Розанов, Б.А. Садовской, B.C.
Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова, над которой поэт работал в течение почти всей творческой жизни (1829 - 1839). Сюжет поэмы восходит к библейскому преданию о падшем ангеле, восставшем против Бога. Образ Демона олицетворяет «дух отрицанья», к которому обращались многие европейские писатели и до Лермонтова: Сатана в «Потерянном рае» (1667) Дж. Мильтона, Люцифер в «Каине» (1821) Дж. Байрона, Мефистофель в «Фаусте» (1808 -1832) И.В. Гете, падший дух в поэме «Элоа» (1824) А. де Виньи. В русской литературе до Лермонтова к этому образу обращался А.С. Пушкин в стихотворном наброске «Мое беспечное незнанье» (1823), в стихотворениях «Демон» (1823) и «Ангел» (1827).
Демон в творчестве Лермонтова, безусловно, знаковый образ, в котором воплощается идея двойничества, ибо он несет в себе романтическую раздвоенность, являясь при этом неким символом мятущийся души самого поэта. Образ Демона у Лермонтова, по мнению многих исследователей, прямо или косвенно проявляется во всех его поэмах, драмах, многих лирических стихотворениях, даже в прозе.
Значительную роль в воплощении демонических образов в художественной культуре Серебряного века сыграла «Демониана» М. Врубеля. «Демон», созданный М.А. Врубелем, по собственному признанию автора должен быть не иллюстрацией к поэме М.Ю. Лермонтова, но воплощением «демонического». Образная мысль художника была органично связана с поэмой Лермонтова, но не ограничивалась ею. В процессе работы над созданием образа мысль о Демоне становилась духовной собственностью Врубеля, что впоследствии вызвало разговоры о том, что его Демон - это и есть сам художник и в данном случае, художник изображает «не мир, а, в сущности, самого себя» .
Касательно творчества великого мастера в настоящее время существует огромное количество литературы. Однако, и при жизни художника о его творчестве были написаны немалые труды, среди которых нельзя не назвать книгу А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке» . В наши дни труд Бенуа воспринимается как часть классики русской культуры, отражающей уровень знаний и вкусы столетия, характеризующие широко распространенные идеи автономии искусства, его свободы. Осветив истоки русской живописи в искусстве 18 века, автору удалось обрисовать главные линии и основные этапы последующей эволюции.
В современном искусствознании творчеству М.А. Врубеля посвящены труды и публикации М.В. Алпатова, Г. Анисимова, М.В. Германа, Э.П. Гомберг-Вержбинской, А. Гусаровой, Н.А. Дмитриевой, JI.C. Журавлевой, Д.З. Коган, В.И. Плотникова, Г.Г. Поспелова, А.А. Русаковой, А.А. Сидорова, П.К. Суздалева, Н.О. Тамручи, Н.М. Тарабукина, А.А. Федорова-Давыдова, А.К. Флорковской, А.Т. Ягодовской. Каждый из названных авторов рассматривает ту или иную проблему творчества художника, которая в любом случае оказывается связанной с образным воплощением демонического.
М. Тарабукина в своей работе выделяет основные грани творческой личности Врубеля и посвящает каждой из них особую главу. Данная работа рассматривает основные узловые проблемы творчества Врубеля. Тарабукин использует богатый документальный материал, связанный с творчеством художника. Описывая творческую биографию художника, он использует бытовые факты в той мере, в какой обнаруживалась в них нужда в связи с анализом творчества.
Еще одно достаточно глубокое исследование о Врубеле было написано П.К. Суздалевым . Оно представляет три солидных тома. В первом томе говорится о связи Врубеля и Лермонтова, во втором - об отношении Врубеля к театру и музыке, в третьем томе дается обширный общий очерк творчества и речь идет о мировоззрении Врубеля.
Тема демонизма становится актуальной в художественной культуре рубежа веков. Ни один из крупнейших писателей, художников, деятелей культуры, а также представители философских направлений не остались в стороне от поиска воплощения этого образа и попыток определения его сущности.

Сравнительный анализ произведений М. Ю. Лермонтова и М. Врубеля
Образ Демона, воплощающийся в различных демонических героях, пронизывает все творчество Лермонтова. Его демонические герои характеризуются двойственностью сознания, что, по мнению Т. Недосекиной, «обусловлено их конфликтом с миром, с окружающей действительностью. Демонические герои Лермонтова воплощают идею крайнего индивидуалистического бунта. Отвечая злом на зло, они противопоставляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества и всего миропорядка. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время – высокие герои. Их конфликт с богом и миром строится не только на личной обиде, - он имеет своим источником мысль о несправедливости, лежащей в основе всего мироздания. Они скорбят не только за себя, но и за весь мир, и мстят не какому-нибудь отдельному обидчику, а всему существующему, т.е. мстят демонически» .
Мрачность, душевная усталость и разочарованность, отрицание мира, обманувшего надежды, и сосредоточенность на своем «я» чрезвычайно ярко выразились в демонических героях поэм Лермонтова 1830-1831 годов. В каждом из них зло родилось из страстного желания добра, ненависть – из любви к идеалу. Здесь можно привести в пример героя поэмы «Ангел смерти» (1831), которого Лермонтов заставил спуститься с неба на землю для того, чтобы понять, как ничтожны люди, как не умеют они ценить истинную красоту и любовь. Именно от соприкосновения со злым миром рождается зло в ангеле смерти. Разочаровавшись в людях, ангел смерти стал холоден и зол. Любовь сменилась ненавистью, сочувствие – презрением. Жизнь среди людей принесла ему лишь горечь разочарования и боль утраты, породив демоническое желание мстить за свои муки всему существующему.
Лирический герой стихотворения «Одиночество» (1830) уподобляется Демону:
«Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят будто сны...»
Царь воздушный, вознесенный в космические пространства, живописуется и в стихотворении «Смерть» (1830 или 1831):
«И опустело небо голубое;
Ни ангел, ни печальный демон ада
Не рассекал крылом полей воздушных,
Лишь тусклые планеты, пробегая,
Едва кидали искру на пути...».
Замечательна стихотворная миниатюра 1832 года «Бой», изображающая поединок двух воздушных бойцов: «один - серебряной обвешан бахромою», другой, полный злобы, - «в одежде чернеца». Поединок кончается победой «младого воина», олицетворяющего светлое начало:
«И кони их ударились крылами...
И пал на землю черный конь».
Противопоставления темного, демонического начала светлому, небесному, антитеза «демона» и «ангела» становятся привычными в стихах Лермонтова.
Итак, у всех демонических героев Лермонтова за отрицанием всегда стоит утверждение, за ненавистью – любовь. В этом и проявляется двойственная сущность их натуры, раздвоение их сознания.
Но самое важное в образе Демона, пронизывающем все творчество Лермонтова, – это то, что он неотделим от самого поэта. Как считает П.К. Суздалев, «Демон становится его навязчивой идеей – образом, олицетворением его философского и творческого самосознания, поэт воспринимает этот образ как Музу и соблазнителя» . Лермонтов сам в себе ощущает ту трагическую раздвоенность своего сознания, своего внутреннего мира, которую он и воплощает в различных образах своих литературных и поэтических героев.
Причины раздвоенности сознания, мироощущения поэта заключаются в том, что он понимает странность своего отношения к миру: он ищет чудесного, живет в ином мире, забывая о земле, чувствует жажду известности, славы. Однако светская толпа, среди которой обречен жить поэт, не нуждается в его высоких мыслях о любви и свободе, она смеется над ними, презирает поэта, обрекая его на мучительное одиночество, полное тоски, тягостных сомнений, печальных раздумий о своей судьбе. Но демоническая натура поэта не сдается, в ней – и это одна из главных действенных мыслей всей поэзии Лермонтова – растут протест и жажда борьбы.
Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:
«И всё, что пред собой он видел
Он презирал иль ненавидел».
Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы:
«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой…».
Лермонтов сам заявляет о том, что он занимает промежуточное положение в мире, отождествляя себя с Демоном, и ему соответствует трагическая обреченность бунтаря-одиночки:
«Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!…».
Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей Тамары, оживило «немой души его пустыню»,//«И вновь постигнул он святыню //Любви, добра и красоты!»
Ощутив любовь к одному живому существу, он почувствовал любовь ко всему живому, ощутил потребность делать подлинное, настоящее добро, восхищаться красотой мира, к нему вернулось всё то, чего лишил его «злой» бог. Герой ранних редакций поэмы – милый, трогательный юноша. Ему та хочется излить кому-нибудь свою исстрадавшуюся душу. Полюбив и ощутив «добро и красоту», юный Демон удаляется на вершине гор. Он решил отказаться от своей возлюбленной, не встречаться с ней, чтобы не причинить ей страданий. Он знает, что его любовь погубит эту земную девушку, запертую в монастыре; её строго накажут и на земле и на небе.
В сцене между Демоном и ангелом в келье Тамары герой лермонтовской поэмы уже отдает себе отчет в полной невозможности примирения и возвращения к прошлому, ибо сама Тамара теперь уже перестала быть воплощением бездумной гармонии, естественного «бытия».
«На сердце, полное гордыни,
Я наложил печать мою;
Здесь больше нет твоей святыни,
Здесь я владею и люблю!»
Демон Лермонтова необычайно многогранен. (Он мятежен и непримирим, как мильтоновский Сатана; знающ и мудр, как байроновский Люцифер; еще более прекрасен и соблазнителен и в то же время коварен, чем герой Виньи из поэмы «Элоа»; а по мощи отрицания даже превосходит гетевского Мефистофеля). В нем есть неведомая этим героям неудовлетворенность – не только миром, но и самим собой. Вместе с отрицанием и навязанным ему злом (мотив навязанного зла, наказания злом тоже впервые прослеживается Лермонтовым), в нем живет жажда идеала.
Неприкаянность, внутренняя двойственность Демона порождают его нравственные мучения, которые гораздо тягостнее земных мучений:
«Что люди? Что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет…».
Образ Демона в творчестве Лермонтова соединяет в себе два противоположных начала, поэтому душа его разрывается, он не может найти себе успокоения. Демон занимает промежуточное положение между небом и землей, не принадлежит ни тому, ни другому. Этим и обуславливается его вечный трагизм.
Внешняя и внутренняя характеристика Демона: глаза «померкшие», «полные печали», «презрительное око», «злобный взгляд». «Нечеловеческие» слёзы, «жаркие, как пламя». «Чело высокое». Уста «жаркие» («смертельный ад его лобзанья»). Голос «волшебный», «чудно – новый» («чудная нежность речей»). «Красой блистает неземной». Фигура крылатая. «Могуч, как вихрь шумный». Демон «печальный», «отверженный». Одинокий: «Один, нигде пристать не смея, Летит без цели и следа, Бог весть откуда и куда!». «Гордый», «надменный», «лукавый», «злой».
Но в то же время: «Он сеял зло без наслажденья», «злобы мрачные забавы недолго нравились ему»). Противоречивый: «Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!». «Всё, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел».
При чтении поэмы внимание захватывает противоречивый внутренний мир героя. Личная судьба поэта, его характер были близки образу Демона - изгнанника, ищущего свободы и покоя. Демон стремится к гармонии:
«Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру…»
но не обретает её, он обречён на поражение.
Категория: Доклады | Добавил: opteuropa | Теги: Образ Демона в интерпретации М. Лер, Институт филологии, скачать безплатно
Просмотров: 502 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Украина онлайн

Рейтинг@Mail.ru

подать объявление бесплатно