Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Понедельник, 06.04.2020


Главная » Файлы » Контрольные работы » Контрольные работы

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ. ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
[ Скачать с сервера (98.0 Kb) ] 25.02.2018, 10:46
В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демо-кратическое правовое государство при верховенстве правового закона и приори-тете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как буду-щее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельно-сти государства и его органов, муниципальной системы и общественных форми-рований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосу-дия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и обще-ственной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопро-вождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное зна-чение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизо-ванной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через повышение ответственности, возло-женной " на институты государственной власти", решительные действия по эко-номическому, политическому и социальному реформированию, созданию каче-ственной " правовой базы для таких действий".
Все вышесказанное в особенной степени касается уголовно-правовых наук, в том числе и правовой статистики.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВОВОЙ
СТАТИСТИКИ. ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

1. Статистика Украины, охватывающая своими показателями все стороны экономи-ческой, политической, культурной и правовой жизни нашего государства, расчленя-ется на целый ряд отраслей (экономическая, демографическая, медицинская и др.).
Одной из таких отраслей и является правовая или юридическая статистика, кото-рая отражает своими показателями, как охраняется общественный и государствен-ный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией Украины права и интересы отдельных граждан и юридических лиц. Основная цель правовой статистики - учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.
Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных органов весьма серьёзна, т.к. именно она наряду с другими источниками даёт возможность устано-вить, как работают судебные, следственные, испрпавительно-трудовые и другие ад-министративные учреждения, как осуществляется правосудие.
Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, рас-полагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных и административных нарушений на различных участ-ках экономики, о размерах ущерба от преступлений, принимая во внимание резуль-таты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопо-рядка.
Какие же явления изучает правовая статистика, т.е. что следует считать её пред-метом? Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов (про-куратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного су-да, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций. Отсюда её предметом и будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов (во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных наруше-ний и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов).
Следственно, правовая статистика имеет своей целью учесть все нарушения за-конности, рассматриваемые соответствующими органами государства, и мероприя-тия по борьбе с этими нарушениями. Важно подчеркнуть, что правовая статистика анализирует лишь те преступления, административные и гражданские правонаруше-ния, которые стали предметом рассмотрения в уголовном, административном и гражданском процессе. Таким образом, она учитывает не все совершённые преступ-ления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось рас-следование и уголовное судопроизводство, а также и те, к которым применялись меры административного воздействия. Правовая статистика изучает также не все возникшие гражданские правонарушения (жилищные, трудовые, семейные и др.), а лишь те из них, которые послужили основанием для обращения в суд или арбитраж-ный суд с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного пра-ва, о защите охраняемого законном интереса, о признании права или были подтвер-ждены в порядке нотариального производства. То же самое (соответственно) отно-сится и к административным правонарушениям. Содержание правовой статистики вытекает, в частности, из задач правосудия Украины сформулированных в Законе Украины о судоустройстве от 5.06.81 г., в Уголовном и Гражданском кодексе, в За-коне Украины о прокуратуре от 5.11.91 г. В соответствии с этим правовая статисти-ка, применяя свои специфические методы, должна качественно отразить те меропри-ятия, которые осуществляют государственные органы для защиты от всяких посяга-тельств на общественный и государственный строй, отношения собственности, на политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и ин-тересы граждан, на права и охраняемые законом интересы юридических лиц.
При изучении правовой статистики важно исходить, во-первых, из тех или иных правовых нарушений, которые она призвана учитывать , и, во-вторых, из различно-го характера учреждений, которые практически занимают его. Основываясь на этом делении, судебная статистика подразделяется на три самостоятельных отрасли:
1) уголовно-правовую, имеющую своим непосредственным объектом количествен-ную сторону преступности и мероприятий по её предупреждению;
2) гражданско-правовую, непосредственным объектом которой является количе-ственная сторона гражданских правонарушений, рассматриваемых судом и арбит-ражным судом;
3) административно-правовую, объектом которой является количественная сторона административных нарушений и мероприятий по борьбе с ними.*
Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причём все эти показате-ли характеризуют, с одной стороны, абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений (например, уголовные), а с другой - эффективность работы соответствующих органов (судов, например) по предупреждению данных правона-рушений.
Самостоятельным разделом правовой статистики является статистика прокурор-ского надзора, количественно отражающая МНОГОГРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ прокуратуры. В настоящее время во всех юридических вузах преподаётся судебная статистика, которая теоретически обосновывает практику статистической работы в органах МВД, прокуратуры и суда.
Применительно к уголовно-правовой статистике, указывающей два объекта - пре-ступность и деятельность органов, ведущих борьбу с ней, можно так конкретизиро-вать задачи статистического анализа:
1) дать цифровую характеристику состояния, уровня, структуры, динамики преступ-ности и деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней, т.е. ответить на вопросы, что есть, каково положение дел (описательная функция);
2) выявить статистические связи, зависимости, соотношения, закономерности в со-стоянии, структуре и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов. Причём эту задачу надо понимать широко и не ограничиваться выявлением статистических соотношений и закономерностей в характеристике самой преступ-ности. А поскольку на преступность оказывают влияние и социальные факторы, то необходимо выявить зависимости изменений в структуре и динамике преступности от других социальных явлений и процессов (например, от изменений в структуре и динамике населения, уровне образования, содержания труда и квалификации работ-ников организации досуга и свободного времени и т.д.), т.е. определённой степени выяснить, почему таково положение дел (объяснительная функция);
3) определить тенденции развития преступности, составить статистический крими-нологический прогноз, т.е. представить хотя бы приблизительно, что ожидается, каковы перспективы (прогностическая функция);
4) выявить “тревожные” моменты в характеристике преступности, положительные стороны и недостатки в работе правоохранительных органов, “узкие места”, слабые звенья (низкий уровень раскрываемости преступлений, длительные сроки и низкое качество расследования и рассматривание дел и т.д.), чтобы на основе этих данных своевременно принять решение, разработать меры по распространению положи-тельного опыта и устранению недостатков, т.е. подготовить данные для того, чтобы решить, что нужно делать, что предпринять (организаторская, управленческая функция).*
Таким образом, к основным задачам статистического изучения преступности от-носятся:
а) определённые состояния преступности, её уровня, структуры, динамики;
б) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
в) изучение личности преступников;
г) изучение всей системы мер борьбы преступностью.
Задачи и методы анализа каждой из подотрасли правовой статистики - уголовно-правовой и гражданской - имеют много общего. И в том и в другом случае целью анализа является установление факторов, формирующих исследующих совокуп-ность, выявление проявляющих в ней закономерностей. Анализ гражданских право-нарушений, как и преступности, немыслим без применения обобщающих ПОКАЗАТЕЛЕЙ, различных группировок, исследования динамических рядов и ис-пользования других качественных методов.
Однако наряду с общими моментами анализа показателей гражданско-правовой статистики имеет по сравнению с анализом данных уголовной судебной статистики свою специфику, которая предопределена особенностью предмета исследования. Так необходимо помнить, что гражданская судебная статистика включает сведения не только об общественных отношениях урегулированных нормами непосредствен-но гражданского права, но и о трудовых, семейных, аграрных, земельных и других правоотношениях, которые стали предметом рассмотрения в судах в порядке граж-данского судопроизводства. Система данных гражданской судебной статистики ис-ключает также показатели, характеризующие стороны гражданского процесса, все стадии судопроизводства и результаты правоохранительной деятельности.
Основываясь на тщательно разгруппированном материале, статистический анализ позволяет получить представление о структуре гражданских судебных дел, выявить тенденцию в динамике отдельных правонарушений (уменьшении или, наоборот, увеличении случаев данного правонарушения). Статистический анализ позволяет также характеризовать все стадии гражданского процесса, даёт возможность судить об эффективности деятельности правоприменительных органов по борьбе с граж-данскими правонарушениями.
Все суждения об исполнении судебных решений, направленных на восстановле-ние нарушаемых прав граждан и организаций, необходим статистический анализ деятельности судебных исполнителей.

2. Правовая статистика играет существенную роль в деле борьбы с нарушени-ями законности, в улучшении деятельности суда, прокуратуры и органов МВД. Ста-тистические материалы используются прежде всего для оперативного руководства этих органов в целях контроля и выявления положительных и отрицательных сторон в их деятельности. Необходимо помнить, что учёт в области осуществления право-судия является одновременно и контролем над следственной и судебной практикой. Только посредством хорошо организованной правовой статистики можно устано-вить, как работают суда, прокуратура, арбитражный суд, милиция и органы, приво-дящие приговор в исполнение. В соединении с другими материалами статистические показатели представляют важный источник анализа работы юстиции Украины. Поз-воляя установить основные тенденции в этой работе, статистика помогает выявить наиболее типичные недостатки и принять меры к их ликвидации.
Следует также иметь в виду использование материалов правовой статистики в работе по совершенствованию законодательства. Разработка проектов законов в об-ласти уголовного, гражданского и административного права и процесса, а также су-допроизводства не может обойтись без целого ряда показателей, освещающих рас-пространенность конкретных видов нарушений, практические применения действу-ющего законодательства. Иллюстрируя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определённых нарушений, правовая ста-тистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецелесообразность дей-ствия в данный период конкретного закона, его эффективность. Отсюда может воз-никнуть необходимость установления новых форм борьбы с определёнными нару-шениями.
Огромная роль правовой, точнее уголовной статистики в деле изучения и преду-преждения преступности. Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать.*

3. Экономическая преступность и другие правонарушения в сфере хозяйственной деятельности достигли в Украине в последние годы катастрофических размеров. По оценкам специалистов, убытки достигают десять миллиардов долларов в год, однако эта ЦИФРА ТОЛЬКО ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ. Более того, невозможно установить да-же общие размеры убытков от зарегистрированных правонарушений в сфере хозяй-ственной деятельности по ныне действующей системе их учёта. И тут важную роль могла бы сыграть единая хозяйственно-правовая статистика, показатели которой давали бы определённую и разностороннюю характеристику существующих явле-ний.
Современный уровень статистического анализа хозяйственных правонарушений и преступлений не отвечает потребностям борьбы с ними, особенно за период к ры-ночным отношениям. Эта отрасль правовой статистики не выделена даже в учебни-ках. Существующие формы статистического наблюдения и методы изучения коли-чественной стороны убытков от экономических правонарушений неадекватно отоб-ражают общий размер первых и распространённость последних.
Ныне существует несколько обособленных систем учёта хозяйственных правона-рушений. Он осуществляется Министерством статистики, министерством юстиции и внутренних дел, Генеральной прокуратурой Украины, Высшим арбитражным судом, налоговой администрацией, таможенной службой, другими министерствами и ве-домствами. Правоохранительными органами учитываются суммы убытков, причи-нённых вследствие совершения экономических преступлений: суммы убытков по данным обвинительного заключения, суммы, погашенные на стадии предваритель-ного расследования; суммы, присуждённые судом к уплате. Но даже эти убытки подлежат самостоятельному учёту в разных ведомствах: органах внутренних дел, юстиции, прокуратуры. Такое положение не даёт возможности произвести их сум-марную оценку.
Нарушение договорных обязательств наиболее широко учитываются статистикой арбитражного суда, которая достаточно тонко отображает споры, возникающие при заключении и исполнении хозяйственных договоров, вопроса об ответственности за хозяйственные правонарушения и их профилактики. Но характер и размер убытков в документах первичного учёта фактически не фиксируется.
Ведомственная статистика далеко не так глубоко отображает споры, возникаю-щие при заключении и исполнении договоров, контрагентами по которым выступают организации одного и того же ведомства, а тем более размер вреда, причинённого вследствие нарушения обязательств. Не выходят за пределы ведомственных границ и претензионная служба юридических отделов в народном хозяйстве.
В Министерстве статистики фиксируются добровольно уплаченные поставщика-ми штрафные санкции, которые дают возможность более тонко регистрировать все случаи неисполнения хозяйственных договоров, судить об эффективности претен-зий. Однако эти сведения остаются в стенах Министерства, что исключает возмож-ность анализа уровня и динамики сумм, добровольно уплаченных контрагентами, виновными в нарушении обязательств.
Таким образом, каждое ведомство с помощью своих программ наблюдения изу-чает хозяйственные правонарушения только с какого-то одного боку. Государствен-ного органа, который бы обобщал, а тем более анализировал всю информацию об убытках от совершения экономических преступлений и других правонарушений в сфере хозяйствования и нарушения договорной дисциплины, нет. Отсутствуют и единые, научно обоснованные программы такого наблюдения.
Единую систему учёта и отчётности правоохранительных органов, арбитражного суда, налоговой администрации, таможенной службы можно было бы создать путём объединения существующих программ наблюдения в одно целое. Она должна вклю-чать также сведения об убытках в хозяйстве, причинённых хищениями, выпуском недоброкачественной продукции, нарушениями договорной дисциплины и т.д. По-нятно, что статистическая отчётность не может охватить все основания хозяйствен-ных споров, но данные о причинённых убытках должны быть отражены в докумен-тах первичного учёта.
Хозяйственно-правовая статистика не может не охватывать и внешнеэкономиче-скую деятельность предприятий и хозяйственных объединений. Результаты экспорт-но-импортных операций влияет на формирование фондов экономического стимули-рования и валютных отчислений. Предприятия часто оставляют выручку в валюте за границей. Поэтому необходимость подлежащего учёта и контроля в этом вопросе не вызывает сомнений. Показатели нарушений украинскими предприятиями внешне-торговых договоров с указанием их оснований и видов должны быть более обосно-ванными и шире фиксироваться хозяйственно-правовой статистикой, чем это имеет место ныне.
Конечно, далеко не все возможные показатели необходимо включать в хозяй-ственно-правовую статистику, а только те, которые характеризуют именно хозяй-ственные правонарушения и размер ущерба, причинённого субъекту хозяйственной деятельности или государству. Отчётность арбитражного суда, правоохранительных и некоторых других органов даёт определённое представление о размере причинён-ных правонарушениями убытков, но в связи с ведомственной разделённостью, несо-гласованностью показателей сравнительный анализ в разных отраслях экономики невозможен. Нет возможности провести такой анализ, выявить причины и условия этих правонарушений и по отдельным регионам.
Таким образом, ведомственный принцип организации хозяйственно-правовой ста-тистики не даёт возможности проводить комплексный анализ хозяйственных право-нарушений и не позволяет в полной мере использовать этот действенный, эффектив-ный способ укрепления законности в хозяйственных отношениях.
Большее повышение качества хозяйственно-правовой статистики должно базиро-ваться на чётком размежевании её функций и задач с функциями и задачами эконо-мической статистики. Система данных последней характеризует экономическую, финансовую, производственную деятельность субъектов хозяйствования. А хозяй-ственно-правовая статистика должна воспроизводить уровень соблюдения законно-сти и правопорядка в сфере хозяйственной деятельности. Она имеет не столько эко-номический характер, сколько контролирующий, т.е. даёт возможность обществу и государственным органам контролировать качественные последствия некоторых экономических процессов и своевременно принимать решения по их устранению.
По мнению А.Кальмана, глубокий и всесторонний учёт всех факторов экономи-ческой преступности, а также других правонарушений в разных отраслях хозяйство-вания (за которыми, как показывают научные исследования, тоже скрываются эконо-мические преступления) возможен только на основе единой централизованной хо-зяйственно-правовой статистики. Поэтому Министерство статистики Украины долж-но было бы разработать единые бланки первичного учёта и отчётности по этим пра-вонарушениям, обязательные для всех правоохранительных, контролирующих орга-нов и субъектов хозяйственной деятельности. Это даёт возможность органам власти и управления более оперативно и эффективно проводить работу по профилактике таких правонарушений и выявлять факторы, которые их определяют. Обычно, в полном объёме это задание может быть решено только с помощью машинной обра-ботки первичных документов статистической отчётности, а такую возможность име-ет в полном объёме только Минстат.*
Категория: Контрольные работы | Добавил: opteuropa | Теги: скачати доповідь, курсова, реферат з біології, лабораторна робота, магістерська, курсовая работа, доповідь з права., дипломн, курсач, КОНТРОЛЬНА
Просмотров: 176 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Украина онлайн

Рейтинг@Mail.ru

подать объявление бесплатно