Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Среда, 24.04.2024


Главная » Файлы » Курсовые работы » Курсовые проекты

Бюджет и основные направления бюджетной политики
[ Скачать с сервера (131.5 Kb) ] 22.02.2018, 10:51
Введение.

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономиче-ской теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная по-литика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику вы-пуска, занятости и цен.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей до-ходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюд-жет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и про-цветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные фи-нансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыль-ных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граж-дан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увели-чить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увели-чить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фон-ды.
Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхо-да. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономиче-ских работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различ-ные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая ре-комендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществ-лять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Доста-точное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосред-ственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным раз-делом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только за-нимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Глава 1. Структура и функционирование государственного бюджета.
1.1 Государственный бюджет и бюджетная система.

Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функ-ции государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муници-пальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители ис-полнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентиру-емая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.
Государственный бюджет всегда представляет собой компро¬мисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосудар-ственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и соб-ственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субси-дий, между интересами отдельных отрас¬лей и фирм — в отношении государственных заказов.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государ-ственных внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды — это денежные средст¬ва государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти сред-ства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и кон-центриру¬ются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определен-ных нужд. Примерами могут быть Пенси¬онный фонд, Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд со-циальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в соци-альных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. По-добные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государствен-ных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государ-ственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в ”общий ко-тел” госбюджета, а расходовались строго по назначению ¬-- на строительство и содержа-ние дорог, геологоразведку и т.д. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в бан-ках и приносят прибыль для бюджета.
В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уров-ня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджет органов местного самоуправления (местные бюдже-ты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты.

1.2 Бюджетные расходы.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес от-дельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %:

1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели ----------------------------------------------- 45-50
2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществле-ние государственных программ -------------------------------------------------------------------------10-20
3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая со-держание дипломатических служб и займы иностранным государствам ------------------10-20
4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных орга-нов, полиции, юстиции и т.д. -----------------------------------------------------------------------------5-10
5. Платежи по государственному долгу -----------------------------------------------------------до 7-8
[4; 376]

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: соци-альные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. Огромные госу-дарственные расходы на социальную сферу, науку и культуру, вызваны самим характе-ром современного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры искусства, здравоохранения и физ¬ической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения к индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Гос-ударство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, од-новременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики — стабилизация, укрепле-ние и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяю-щимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа предста-вителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалифика-ции, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечи-вает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. [4; 376]
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сель-скому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономи-ческой политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную про-дукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.
Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспече-ние безопасности, а также административно- управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по госу-дарственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на покупку вооружения и военное строительство.
В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйствен-ные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры – сокращаются.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздей-ствие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в дол-госрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению по-ставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономиче-ский аспект политики бюджетных расходов.
Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зави-сит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

1.3 Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюдже-та.

Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними); Они осуществля-ются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикует-ся местными властями).
Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита государствен-ного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумаж-но-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефици-та путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. По-следствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, под-рываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — за-работная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства разви-тых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыноч-ной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закреплен-ная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполни-тельной и законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать прави-тельство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произой-ти, если бы деньги печатались по желанию правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определен-ное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению ценных государственных бу-маг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансо-вых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных ка-питалов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государ-ственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки.
Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, обра-зовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или вы-купая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.
Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности государственного бюджета.
Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для стра-ны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Неолиберальный и неоклассический подход преобладают в последние годы к США и Канаде, правитель-ствам которых удается добиваться профицита бюджета.
Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. От-талкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствую-щего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкива-ет государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране со-кращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избы-точного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избы-точный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в пе-риод спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов я увели-чения налоговых ставок, И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюдже-та.

1.4 Государственный долг.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачи-вать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, кото-рые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюд-жетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать госу-дарственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также кратко-срочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолжен-ность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Госу-дарственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную за-долженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок вы-плату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финан-сов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основ-ной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его пога-шения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определён-ные услуги.
Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не проис-ходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия ко-торых могут быть весьма значительными.
Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему состав-ляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых по-ручительств. [4; 387]
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зару-бежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.
2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в ско-ром времени платежей на отдалённое будущее.
3. Сокращение внешнего долга путём конверсии – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. [4; 388]

Глава 2. Бюджетно-налоговая политика.

2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюд-жет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.) Часто вместо термина «бюд-жетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государ-ственная казна и fiscalis -относящийся к казне).
В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «госу-дарственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная си-стема» (сфера отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры прави¬тельства по изменению государственных расходов, налогообло¬жения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП.
• Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в крат-косрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комби¬нирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, со-провождающейся ограни¬чительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас¬ходов.
• Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной пер-спективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спа-да произ¬водства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том слу¬чае, когда сокращение государственных расходов осуществ¬ляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу госу-дарственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами соз¬дает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках пере-ходного периодов, том числе и в России.
• Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стиму¬лирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирова-ние программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связана со значи¬тельными внутренними вре-менными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообло¬жения предполагает длительное обсуждение этих мер в парла¬менте.
• Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (умень¬шение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое ока-зывает стабилизирующее воздействие на экономику.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возника-ют автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономичес¬кий механизм, позволяю-щий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибе-гая к частым изменениям экономической политики правительства. В качест¬ве таких ста-билизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система нало-гообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по без-работице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относи-тельно смягчают проблему продол¬жительных временных лагов дискреционной фис-кальной поли¬тики, так как эти механизмы "включаются" без непосредст¬венного вмеша-тельства парламента.
Категория: Курсовые проекты | Добавил: opteuropa | Теги: доповідь з права., магістерська, курсач, лабораторна робота, реферат з біології, КОНТРОЛЬНА, курсовая работа, скачати доповідь, курсова, дипломн
Просмотров: 438 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Украина онлайн

Рейтинг@Mail.ru

подать объявление бесплатно