Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Воскресенье, 20.09.2020


Главная » Файлы » Курсовые работы » Курсовые проекты

БЮДЖЕТ РФ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТРАНЫ
[ Скачать с сервера (131.5 Kb) ] 22.02.2018, 10:51
Государственный бюджет служит прежде всего целям финансирования производства тех благ, которые либо в принципе не может производить рынок, либо он делает это в недо-статочном — с точки зрения общественной выгоды — количестве. К первым обычно отно-сятся оборонный комплекс, ко вторым — образование и здравоохранение. Кроме того, бюд-жет служит целям социального обеспечения, поддержки малоимущих, не способных зарабо-тать на жизнь в силу каких-то особых обстоятельств.
Характерно, что по мере развития рынка все меньшее количество людей получают зарплату из бюджетных средств. Если в 1991 году в негосударственном секторе работало лишь 24,5 процента всех занятых, а 75,5 получали зарплату из бюджета, то в 1994 году это соотношение составило 56,1 и 43,9 процента, в 1995 году - в 2,2 и 38,8.
Многим кажется, что чем больше государственные расходы - тем лучше, тем богаче страна и граждане.
Классическое понятие государственного бюджета состоит не в объеме денежных средств, а в соответствии доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и в производимых ими расходов, а также в планировании конкретных направлений расходования средств и источников их поступления. Расходы всегда сопоставляются с до-ходами. Это естественно. Можно, конечно, допустить большое превышение расходов над доходами, но тогда придется покрывать значительную часть расходов выпуском новых де-нег (денежной эмиссией). Номинально все станут богаче, а реально - беднее. Цены на все товары резко поднимутся, но инфляция перекроет прибавки к доходам.
За качество бюджета отвечает не только правительство России. Принимает закон о федеральном бюджете Госдума. Поэтому ее депутаты также наравне с Правительством несут ответственность за успех или неуспех стабилизации.
Федеральный бюджет на 1996 г. исходит в первоначальном варианте из темпа ин-фляции в 1-1,2% в среднем за месяц и прироста ВВП на 1%. Депутаты Госдумы настаивали на 4-5% в месяц. Компромисс был найден на цифре 1,9%, что можно рассматривать все-таки как успех правительства.
Общепризнанный аргумент в защиту позиции Госдумы состоит в том, чтобы лишить правительство возможности распоряжаться так называемыми “инфляционными доходами”. Если инфляция оказывается выше, чем запланирована, то сумма номинальных доходов ока-зывается также больше запланированной. Но в компетенции депутатов принять соответ-ствующие оговорки в Законе о бюджете — по поводу принципов использования “инфляци-онных доходов”, ежели такие появятся.
Если же закладывать в бюджет завышенную инфляцию, это соответствующим обра-зом настраивает всех экономических субъектов: предприятия, банки, семьи, порождая ин-фляционные ожидания. Граждане заранее рассчитывают действия по спасению средств от инфляции, планируют покупку иностранной валюты, драгоценностей и отказ от банковских вкладов. Банки на всякий случай занижают проценты по вкладам (депозитам) и завышают процентные ставки по кредитам. Производители товаров заранее планируют завышенные цены на свою продукцию, перекрывающие прогнозируемую инфляцию.
Чтобы выяснить, как бюджет связан со стабилизацией, попытаемся разобраться в ос-новных принципах управления бюджетом.
Что такое бюджетный баланс? Если подсчитать все расходы правительства и сопо-ставить эту сумму с доходами, которые правительство получает в виде налоговых и иных поступлений в государственную казну, получится некий итог, который позволит опреде-лить, превышают ли расходы или нет (иначе говоря, имеет место дефицит бюджета или нет).
Существуют две основные статьи расходов. Большая часть бюджетных средств рас-пределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, ин-вестиционную и пр. Вторая статья правительственных расходов - выплаты процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан (выпуская государственные облигации) или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.
Доходы правительство получает в основном в виде налогов.
Рассмотрим по какому принципу строится бюджетная система РФ.


Бюджетная система Российской Федерации

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ
Разница между расходами составляет баланс бюджета. Когда эта разница положи-тельна, налицо бюджетный дефицит.
Как правительство может профинансировать расходы превышающие доходы? Пер-вый способ принципиально ничем не отличается от того, который используют обычные се-мьи. Правительства прибегают к займам. Займы могут быть получены как внутри страны, так и на международном уровне.
Однако, в отличие от граждан, правительство обладает еще одним источником по-крытия бюджетного дефицита. Оно может “взять” деньги в Центральном банке, оформить это заимствование как кредит банка правительству (конкретно - министерству финансов). В этом случае общий объем денежной массы возрастает на сумму заимствования.
Увеличение денежной массы влечет за собой инфляцию, поэтому такое покрытие бюджетного дефицита называется инфляционным. Если же правительство занимает деньги не у Центрального банка. а у населения и коммерческих организаций, то общий объем де-нежной массы не увеличивается. Правительство берет деньги, а отдает не деньги (долговые обязательства государства деньгами не являются). Получается, что погашение дефицита за счет увеличения долга не вызывает роста денежной массы и, следовательно, на инфляцию не влияет. Такой способ погашения дефицита называется неинфляционным.
Однако не стоит полагать, что государственный долг можно увеличивать на сколь угодно большую величину ради покрытия бюджетного дефицита. Наращивание этого долга приводит к еще большему росту правительственных расходов, поскольку увеличивается сумма будущих выплат по процентам. Таким образом, долги, сделанные сегодня, приводят к увеличению бюджетного дефицита в будущем.
В перспективе увеличивающийся таким образом объем выплат может привести к ин-фляции. Бюджетный дефицит снова возрастет. и правительству придется либо вновь брать в долг, либо повышать налоги, либо сокращать расходы. Если оно не прибегает ни к одной из этих мер, то ему придется пойти на увеличение денежной массы.
Когда правительство нерасчетливо прибегает все к новым и новым кредитам, в ко-нечном счете, поступления кредитов идут на погашение предыдущих займов и выплату процентов по ним, а бывает, что новые заимствования не покрывают старые долги. Тогда кредиторы понимают. что если они и дальше будут финансировать это правительство, то им не получить своих денег назад. Никто не станет приобретать его новые долговые обязатель-ства.
Компетентное правительство никогда не теряет своей кредитоспособности (т.е. воз-можности брать взаймы). Оно не станет увеличивать свою задолженность до тех пор, пока ему не перестанут давать кредиты. Напротив, компетентное правительство не допустит чрезмерного роста бюджетного дефицита, соразмеряя свои расходы с уровнем доходов.
Сокращение бюджетного дефицита и правительственных заимствований всегда бла-готворно сказывается на экономике. Дело тут в эффекте вытеснения. Когда правительство выпускает облигации, то оно должно заинтересовать коммерческие организации и населе-ние в их приобретении. Для этого оно поднимает процентную ставку по своим долговым обязательствам. В результате свободные средства (сбережения) идут на финансирование бюджетного дефицита, растут процентные ставки в экономике в целом. но ограничиваются возможности частных инвестиций. Получается, что государство вытесняет частный сектор с рынка капиталов. В итоге, если государственные заимствования принимают широкое рас-пространение, то подрывается экономический рост.
В том, что инфляция находится в прямой зависимости от бюджетного дефицита, а экономический рост в обратной зависимости от последнего, можно убедится на основе сравнения, приведенного в таблице 1.
При всей пестроте картины общая тенденция очевидна. Недавний перерасчет Госко-митетом показателей реального ВВП не привел к нарушению выявленных зависимостей. В 1992 и 1994 гг., когда дефицит бюджета в России был максимальным, темпы падения ВВП были также максимальными - 14,5 и 12,7 процента; в 1993 г., когда дефицит был меньше, сокращение ВВП тоже было меньшим - 8,7 процента.

Бюджетный дефицит, инфляция и экономический рост
в странах с переходной экономикой
Табл. 1.
Страны 1992 г. 1993 г. 1994 г.
Польша:
Дефицит бюджета в % к ВВП -6,0 -2,8 -4,5
Темпы инфляции, % 43,0 35,3 30,8
Темпы роста ВВП, % 2,6 3,8 4,5
Чехия:
Дефицит бюджета в % к ВВП 2,0 1,0 0,0
Темпы инфляции, % 11,1 20,8 10,0
Темпы роста ВВП, % -6,6 -0,3 1,5
Эстония
Дефицит бюджета в % к ВВП 1,5 0,6 0,0
Темпы инфляции, % 1069,0 89,0 47,0
Темпы роста ВВП, % -17,0 -2,6 6,0
Латвия:
Дефицит бюджета в % к ВВП -3,0 -0,1 -2,2
Темпы инфляции, % 951,0 109,0 36,0
Темпы роста ВВП, % -33,8 11,7 -4,1
Болгария:
Дефицит бюджета в % к ВВП -6,0 -10,9 -7,0
Темпы инфляции, % 91,3 74,0 68,3
Темпы роста ВВП, % -7,7 -4,2 -2,0
Россия:
Дефицит бюджета в % к ВВП -19,7 -9,4 -10,3
Темпы инфляции, % 1353,0 915,0 336,0
Темпы роста ВВП, % -18,5 -12,0 -15,0

В 1995 г. дефицит бюджета в России был сокращен до 2,9 процента ВВП, и спад ВВП уменьшился до 4 процентов. Что же касается темпов инфляции, то здесь надо учитывать их зависимость не столько от самой величины бюджетного дефицита, сколько от характера его покрытия.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Доходы. Доходы федерального бюджета 1996 г. должны составить 15,2% ВВП. В 1992 г. этот показатель по фактическому выполнению составил 16,4% ВВП, в 1993 г. - 11,0%, в 1994 г. - 11,9%, ожидаемый результат 1995 г. - 13,5% ВВП.
Среди наиболее важных изменений доходной части - сокращение доли налога на прибыль с ожидаемых 22,6% до прогнозируемых в 1996 г. 17,7%. Это связано с отменой налога на превышение расходов на оплату труда над их нормируемой величиной.
Напротив, удельный вес налога на добавленную стоимость повышается с ожидаемых 33,7% до прогнозируемых 40%. Это увеличение связано с прогнозируемым ростом ВВП и отменой многочисленных льгот.
Увеличение доли акцизов есть, прежде всего, результат предлагаемого увеличения ставок акцизов на нефть и газ.
Доля подоходного налога с физических лиц, как видно из таблицы 3, несколько со-кращается. Однако Минфин дополнительно прорабатывает вопрос об изменении школы подоходного налога с граждан с целью перераспределить налоговое бремя с низкооплачива-емых категорий граждан на лиц, имеющих высокие доходы.
Стоит отметить, что в раздел доходов включены средства. получаемые от продажи принадлежащего государству имущества и акций в сумму 20,7 трлн. руб. или 8,5% от про-гнозируемой доходной части.
В настоящее время важнейшей задачей является повышение степени собираемости налогов и ликвидация задолженности по налогам. Правительство намечает разнообразные жесткие меры воздействия на неплательщиков: от увольнения руководителей, не способных обеспечить нормальную финансовую деятельность, до ареста имущества и применения про-цедур, предусмотренных законодательством о банкротстве, включая продажу имущества.
Доходы государственного бюджета образуются за счет отчислений из внебюджетных фондов, за счет эмиссии государственных ценных бумаг, внешней торговле и т. п., но все же основу составляют налоги. Стоит заметить, что налоги в России далеко не самые высо-кие в мире. Это видно из таблицы 2. Большие различия имеются в структуре налогов.
Табл. 2.
Cтраны
Все нало-ги и сборы в том числе
Подоходный налог с насе-ления На прибыли предприятий Взносы в соцстрах Косвенные
Россия 33,5 4,0 15,5 8,0 6,0
США 29,0 9,3 4,0 7,5 8,2
Канада 34,2 12,2 4,4 4,7 12,9
Германия 40,5 8,3 4,0 16,0 12,2
Франция 42,7 7,0 4,2 17,0 14,5
Швеция 54,5 18,4 6,0 13,8 16,3

В России самые высокие налоги на прибыль предприятий, что, конечно, не стимули-рует инвестиции. То, что доля налогов на прибыль в 1995 г. снижалась, подтверждает пра-вильность линии правительства на реструктуризацию налогов.
Расходы. Объем расходов федерального бюджета составляет 19,7% ВВП. Крупней-шие из расходных статей - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности -(1,9% ВВП в проектируемом бюджете 1996г.) предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий (0,16 и 0,28% ВВП соответственно).
Очень высокими темпами увеличиваются расходы по обслуживанию госдолга. По сравнению с 1995г. расходы по погашению внутреннего долга возрастут в нынешнем году в 3,2 раза. Внешний долг России, включая долг бывшего СССР, по состоянию на 01.01.1997 г. составит 124,1 млрд. $. В бюджете на 1996 г. предусмотрены платежи по внешнему долгу в сумме 8,5 млрд. $ США, в том числе в оплату процентов - 5,2 млрд. $ и погашению основ-ного долга - 3,3 млрд. $. Планируемые на 1996 г. платежи являются минимально возможны-ми, при этом для выхода на этот уровень необходимо достижение договоренности с креди-торами об отсрочке оплаты части процентных платежей.
Еще одна растущая статья - расходы на госуправление (0,37% против 0,29%). В целях их сокращения предполагается сократить численность работников федеральных органов власти, включая территориальные, на 10-25%.
Расходы на социально-культурную сферу (образование, культура и искусство, соци-альная политика, здравоохранение, физкультура и спорт) в сумме составят по бюджету 1996 г. 9,48% ВВП против ожидаемых 8,82% ВВП в 1995 г.
Сложившееся представление о том, что Россия тратит на эти цели значительно мень-ше других стран, неверно. Так, в 1992-1994 гг. все социальные расходы (добавляются соци-альное обеспечение и страхование, пенсионное обеспечение, занятость), включая финанси-рование из региональных бюджетов и специальных фондов, составили в России 16,2% ВВП.
Категория: Курсовые проекты | Добавил: opteuropa | Теги: дипломн, курсова, скачати доповідь, лабораторна робота, курсач, реферат з біології, КОНТРОЛЬНА, курсовая работа, доповідь з права., магістерська
Просмотров: 111 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Украина онлайн

Рейтинг@Mail.ru

подать объявление бесплатно