Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Вторник, 16.04.2024


Главная » Файлы » Курсовые работы » Курсовые проекты

« Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура
[ Скачать с сервера (179.5 Kb) ] 25.02.2018, 10:46
1. ВВЕДЕНИЕ

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выяв-лять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представ-ляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и рас-ходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу за-кона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, госу-дарственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные от-ношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспреде-ления национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образова-нием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государ-ственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отрас-лями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финан-сов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может ре-ально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление при-сущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является кон-кретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, дей-ствующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при от-сутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюдже-ту. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государ-ства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его со-вершенствованию.


2. РАЗРАБОТКА И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвы-чайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ", прочими законами РФ, закона-ми республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюдже-та, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодатель-ства. Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) про-должается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода(финансового года)предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Действующей конституцией определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его со-ставление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе ко-торых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ вы-ражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, раз-вернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять дохо-ды бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Непосредственная работа по со-ставлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также нало-говыми и таможенными органами. При этом используются различные методы: метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откоррек-тировать проектируемый бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех ста-тей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюд-жетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно ниже-стоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечиваю-щие утверждение бюджета до начала финансового года.
Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правитель-ство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического раз-вития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вно-сятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фон-дов. Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в зако-нодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных ор-ганах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюдже-та и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государ-ственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, коми-тетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Феде-рации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Пре-зиденту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержден-ных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюд-жет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Важнейшее значение в бюджетной системе играет Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Фе-дерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Каз-начейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресур-сами в пределах установленных на определенный период государственных расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии гос-ударственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти от-четности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о гос-ударственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внеш-него долга РФ.В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначей-ство в первую очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к казначей-ской системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами, нахо-дящимися в ведении правительства. С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов должны осуществляться с единого (главного) счета Федерального казначейства, и тем самым быть ему полностью подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской систе-мы, должны быть транзитными, то есть не иметь переходящих остатков. По существу, это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполнявших работы или оказывающих услуги для бюджетных единиц, финансирую-щих за счет федерального бюджета. Казначейство, опираясь на Центробанк и его систе-му, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюд-жета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внед-рение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.
Таким образом, вновь созданная система позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюд-жетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюд-жетных назначений и сумм платежей. Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законода-тельных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министер-ство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отче-ты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о феде-ральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утвер-ждает. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным за-коном.


3. СТРУКТУРА ДОХОДОВ

Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется дей-ствующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюд-жетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные мест-ные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); мест-ные бюджеты. Государственная бюджетная система Российской Федерации функцио-нирует в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюд-жетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и включает:
• Республиканский (федеральный) бюджет;
• 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и област-ных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 89);
• Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими дохо-дами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государ-ства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает цен-трализацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через феде-ральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения националь-ного дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в совет-ские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть со-циально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обес-печивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на здравоохранение, бо-лее 60 % расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на раз-витие производственной и социальной инфраструктуры.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие "Консолидированный бюджет" РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды нало-говых доходов:
• налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
• налоги на совокупный доход;
• налоги на имущество;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Можно рассмотреть их более подробно.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
Налоги на прибыль(доход), прирост капитала:

• Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций
• Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных
юридических лиц)
• Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых
организаций, от посреднических операций и сделок
• Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим
предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на
участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, с доходов по иным
ценным бумагам, за исключением доходов в виде процентов (дисконта),
полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской
Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации
и ценных бумаг органов местного самоуправления, налог с доходов от
долевого участия в других предприятиях, созданных на территории
Российской Федерации
• Налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и
аудиокассет и записи на них
• Налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного
бизнеса
• Подоходный налог с физических лиц

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

• Налог на добавленную стоимость
• Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за
исключением подакцизных) и товарам для детей, производимым на
территории Российской Федерации
• Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам),
включая подакцизные продовольственные товары, производимым на
территории Российской Федерации
• Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за
исключением подакцизных) и товарам для детей, ввозимым на территорию
Российской Федерации
• Налог на добавленную стоимость по остальным товарам, работам, услугам),
включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию
Российской Федерации
• Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам
минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации
• Спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой
• Водка и ликероводочные изделия
• Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное
• Другие алкогольные напитки
• Пиво
• Табачные изделия
• Ювелирные изделия
• Бензин автомобильный
• Легковые автомобили
• Газ
• Нефть, включая газовый конденсат
• Другие виды минерального сырья
• Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам
минерального сырья, ввозимым на территорию Российской Федерации
• Спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой
• Водка и ликероводочные изделия
• Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное
• Другие алкогольные напитки
• Пиво
• Табачные изделия
• Ювелирные изделия
• Бензин автомобильный
• Легковые автомобили
• Отдельные виды минерального сырья
• Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
• Налог на реализацию горюче-смазочных материалов
• Налог на пользователей автомобильных дорог
• Налог с владельцев транспортных средств
• Налог на приобретение автотранспортных средств
• Лицензионные и регистрационные сборы
• Лицензионный сбор за право производства, хранения, разлива и оптовой
реализации алкогольной продукции
• Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом
• Прочие лицензионные и регистрационные сборы

Налоги на совокупный доход:

• Единый налог на совокупный доход для субъектов малого
предпринимательства
• Единый налог на совокупный доход для юридических лиц
• Единый налог на совокупный доход для физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Налоги на имущество:

• Налоги на имущество физических лиц
• Налоги на имущество предприятий
• Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
• Налог на операции с ценными бумагами

Платежи за пользование природными ресурсами:

• Платежи за пользование недрами
• Платежи за проведение поисковых и разведочных работ
• Платежи за добычу полезных ископаемых
• Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых
• Платежи за пользование континентальным шельфом
• Платежи за пользование минеральными ресурсами
• Плата за пользование живыми ресурсами
• Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
• Лесные подати
• Платежи, связанные с пользованием водными объектами
• Плата за пользование водными объектами (водный налог)
• Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов
• Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных
веществ, размещение отходов
• Земельный налог
• Земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения
• Земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения
• Прочие платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

• Таможенные пошлины
• Ввозные таможенные пошлины
• Вывозные таможенные пошлины
• Прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением
внешнеэкономических операций

Прочие налоги, пошлины, сборы:

• Государственная пошлина
• Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых
в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд
Российской Федерации
• Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за
государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие
юридически значимые действия, за выдачу документов, за рассмотрение и
выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской
Федерации или с выходом из гражданства Российской Федерации
• Транспортный налог
• Прочие федеральные налоги
• Налоги субъектов Российской Федерации
• Местные налоги и сборы
• Курортный сбор
• Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на
содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования
и другие цели
• Налог на рекламу
• Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы
• Прочие местные налоги и сборы
• Прочие налоговые платежи и сборы

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
• доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности;
• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
• доходы от реализации государственных запасов;
• доходы от продажи земли и нематериальных активов;
• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
• административные платежи и сборы;
• штрафные санкции, возмещение ущерба;
• доходы от внешнеэкономической деятельности.

Более подробно это выглядит так.
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ:
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственно-сти, или от деятельности:

• Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности
• Дивиденды по акциям, принадлежащим государству
• Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности
• Арендная плата за пользование лесным фондом
• Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения
• Арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения
• Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности
• Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях
временно свободных средств бюджета
• Проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны
• Проценты по государственным кредитам. предоставляемым Российской
Федерацией правительствам иностранных государств
• Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с
изъятием сельскохозяйственных угодий
• Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
• Перечисление прибыли Центрального банка Российской
• Федерации
• Платежи от государственных и муниципальных организаций
• Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от деятельности

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

• Поступления от приватизации организаций. находяшихся в государственной
и муниципальной собственности
• Поступления от продажи государством принадлежаших ему акций организаций
• Доходы от продажи квартир
• Доходы от продажи принадлежащих государству производственных и
непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования
• Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества,
переходящего в государственную или муниципальную собственность в
порядке наследования или дарения, и кладов

Доходы от реализации государственных запасов

Доходы от продажи земли и других нематериальных активов

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:

• От резидентов
• От нерезидентов
Категория: Курсовые проекты | Добавил: opteuropa | Теги: курсач, КОНТРОЛЬНА, дипломн, магістерська, курсовая работа, доповідь з права., курсова, скачати доповідь, реферат з біології, лабораторна робота
Просмотров: 516 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Украина онлайн

Рейтинг@Mail.ru

подать объявление бесплатно